Новый год – время чудес. Для людей в любом возрасте этот праздник дарит надежду на лучшее и веру в добро. В мирное время мы не мыслим новогодней ночи без праздничного стола, бенгальских огней и нарядной ёлки. О чём же мечтают люди там, где идут боевые действия? Об этом накануне 2025 года мы расспросили участника спецоперации с позывным Туман, командира роты башкирского батальона имени А. Доставалова Рината Культуманова.
– Встречают ли вообще Новый год на передовой?
– Конечно, когда идут бои, когда солдаты в укрытиях, о праздновании не может идти и речи. Но если это не передний край или относительно спокойное время, то дух
праздника всё же стараются уловить даже в полевых условиях. В одну новогоднюю ночь мы с сослуживцами рассказывали друг другу, кто и как встречал праздник дома, делились приятными моментами из прошлого. Вспоминали стихи, даже пели песни.
Сейчас почти все подразделения обеспечены хорошей связью, поэтому многие бойцы стремились связаться с родными, услышать их голоса. Благодаря радиосвязи у боевых товарищей есть возможность передавать поздравления и друг другу тоже.
Многие ребята, особенно могу сказать за мусульман, посвящали это время молитве, общению со Всевышним. Такие моменты не обсуждаются и не осуждаются. Все относятся с пониманием. Я помню, накануне Нового года наш батальон находился недалеко от Луганской Народной Республики. Мы укрепились очень хорошо, смогли даже ёлку нарядить! Конечно, игрушек у нас не было, но мы развесили на хвойном дереве письма, которые получили от ребятишек из разных концов страны. Посланий было так много, что их хватило даже на украшение стен. Это, пожалуй, запомнилось больше всего.
– Раз была ёлка, то и новогодний стол тоже?
– Оливье, конечно, не делали. Ставили на стол что было. За радость оказалось разделить с товарищами одну шоколадку. То же самое и с посылками. Гуманитарный конвой приходил регулярно. Накануне Нового года мы получали подарки от Минобороны России, правительства Башкирии, жителей со всех концов страны. Там были тёплые вещи и сладости. Но бывало, что чего-то не хватало, однако бойцы всё равно спешили поделиться с теми, кто рядом.
– Какие подарки из тыла запомнились особенно хорошо?
– Как-то прислали посылку, а в ней – шерстяные носки. Я взял одну пару себе, надеваю. Чувствую – чтото мешает. Оказалось, там лежало письмо от уфимской школьницы. Мне запали в душу её слова. Я бережно хранил письмо, а в один из своих отпусков навестил девочку. Это была приятная встреча в школе с ней и её одноклассниками. Я рассказал детям, что солдаты часто получают различную помощь, но письма – это совершенно другой уровень духовной поддержки. Они нам необходимы.
– Ваши пожелания бойцам СВО и их семьям к Новому году?
– Я знаю, что защищать Родину – это честь. Пусть каждый участник спецоперации служит мужественно, никогда не падает духом и твёрдо верит в нашу страну. На передовой бойцы чувствуют себя ближе, чем братья, поэтому нужно всегда защищать и прикрывать друг друга. Семьям боевых товарищей желаю верить в победу и скорое возвращение домой их родных.
– Вы сейчас находитесь дома, чем занимаетесь?
– Я побывал в Санкт-Петербурге, навестил сослуживца. После этого отправился в Москву на ХХII Съезд партии «Единая Россия». В этом году стал депутатом городского Совета Ишимбая. В новом для себя качестве я хочу помогать семьям бойцов и самим участникам спецоперации. Далеко не все знают о мерах государственной и республиканской поддержки, многие теряются в новых обстоятельствах. Уверен, что смогу наладить взаимоотношения по этому вопросу между людьми и властью. Надеюсь быть полезен и в вопросах подготовки и отправки гуманитарных грузов. Недавно я прочитал одно выражение, оно мне очень понравилось. Поэтому им и завершу нашу беседу, чтобы дать повод для размышления всем, кто прочитает эту статью: «Если хочешь дорогу в рай – люби и помогай».
ФОТО: архив респондента.