ГДЕ РАБОТАЮТ ПАПА И МАМА…
Прошлая пятница для шестиклассника Аскара Макарского выдалась насыщенной и интересной. Сразу после окончания уроков мальчик вместе с мамой Айгуль Рамилевной отправился на фабрику «ЗАСПОРТ», расположенную в ОЭЗ «Алга». У входа на предприятие Аскара встретил папа Юлай Райнисович. Ничего удивительного в этом нет — родители мальчика трудятся на фабрике, а Аскара пригласили, чтобы он своими глазами увидел, где работают его папа и мама.
Макарские обнялись, ещё бы — они не виделись полдня! Аскар поделился с родителями, как дела в школе, какие оценки он получил. Затем семейство отправилось на экскурсию по предприятию. Юлай Райнисович трудится главным инженером, поэтому об этапах производства знает всё. Айгуль Рамилевна работает на фабрике восемь месяцев – сначала устроилась швеёй, затем перешла в цех термопечати. Юлай Макарский провёл сына по цехам, рассказывая о машинах и людях, которые управляют оборудованием, а мама разъяснила все тонкости своей профессии.
ЭКСКУРСИЯ ПО ФАБРИКЕ
Прогуливаясь по территории раскройного цеха, Аскар с удивлением рассматривал огромные умные машины, которые раскраивают одежду, сшивают детали будущей экипировки, выполняют множество мелких функций, таких как установка фурнитуры, отделка деталями. Особое внимание мальчика привлекли большие рулоны белого синтепона, которым наполняют зимнюю одежду. Аскар потрогал этот материал, оценив его мягкость, а папа объяснил, что синтепон хорошо удерживает тепло, и даже в сильные морозы обладатели спортивной одежды не замёрзнут.
– Посмотри, эти цеха оснащены дорогостоящими станками, каждый из которых подключён к компьютеру, но без людей они с задачами не справятся. Наши специалисты умеют управлять такими огромными умными машинами, – рассказал Юлай Райнисович сыну.
ДОВЕСТИ ДО ПЕЧАТИ «СЫРОЙ» ЛОГОТИП
После экскурсии по фабрике мальчик отправился к маме, в цех термопечати. Здесь Аскар не просто увидел процесс нанесения логотипов на одежду, но и сам принял в этом участие. Айгуль Рамилевна заметила: когда ей предложили стать помощником начальника цеха термопечати, она с радостью согласилась – процесс увлекательный, творческий. О том, что это действительно интересно, было заметно и по глазам Аскара, который внимательно наблюдал за каждым этапом.
Сначала нужно подготовить логотип к печати в специальной программе. Аскар сел за компьютер, мама ему показала, как выставить нужный цвет, выровнять линии обводки и многое другое, и мальчик сам попробовал обработать, довести до ума «сырой» логотип одного известного бренда. Судя по сосредоточенному лицу мальчика, эта работа требует напряжения и внимательности. Если ошибёшься, будет испорчен дорогостоящий материал – как раз тот случай, когда нужно семь раз проверить качество подготовки логотипа и один раз запустить его в печать.
Аскар даже немного поработал с термопрессом — устройством, которое под большим давлением с помощью пара приклеивает картинку к одежде. Любому, наверное, хотелось бы увидеть, как распечатанное на специальной плёнке изображение вдруг оказывается на футболке. Вот и Аскар с удивлением наблюдал, как огромная машина припечатала логотип фабрики на ткань. Он даже попробовал сорвать буквы с основы, но у него это не получилось — машины выполняют свою работу качественно, а нанесённые изображения выдерживают множество стирок.
Также мальчик ознакомился с процессом сублимационной печати, узнал, откуда у профессиональных спортсменов такая красивая качественная форма. Айгуль Рамилевна добавила, что сначала ткань, согласно эскизу, окрашивается на специальном принтере, затем делается раскрой деталей, которые после сшиваются. Каждая команда может заказать индивидуальный дизайн формы — современные технические возможности фабрики позволяют сделать это легко и быстро. Также Аскар запустил нажатием кнопки принтер лазерной резки и с любопытством наблюдал, как с миллиметровой точностью делается выкройка будущих футболок, маек и других видов экипировки.
КОМНАТА ОХРАНЫ, ИЛИ БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
В общем, экскурсия получилась увлекательной. Самое главное, школьник своими глазами увидел, как трудятся его родители, и понял, что изготовление одежды — труд не только оборудования, но и множества людей.
– Мама с папой рассказывали дома, что делают на работе, но мне трудно было представить всё это наглядно. Теперь я увидел сам, как шьётся одежда, сколько здесь трудится людей, какие умные машины работают под их управлением. Мне понравилось наблюдать, как с помощью огромного пресса на ткань наносится рисунок и делается лазерная печать, – поделился впечатлениями Аскар.
В завершение экскурсии внимание мальчика привлекли мониторы в комнате охраны. Он зашёл в неё и буквально пропал — так его заинтересовало, каким образом устроена система охраны предприятия. По камерам он узнал цеха, по которым ходил несколько минут назад, увидел, что подъездные пути к фабрике тоже находятся под строгим контролем. Только внимательно изучив все мониторы, расспросив подробности работы охраны, он, довольный, поехал с мамой домой. В семье Макарских Аскар — младший, третий ребёнок. Две старшие сестры уже окончили школу и получают образование в колледжах, то есть с будущими профессиями они определились. А вот мальчику лишь предстоит это сделать. Поэтому папа с мамой организовали для него настоящий урок профориентации.
Проект «"Алга" – к процветающему Башкортостану» реализуется за счёт средств гранта Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда грантов Главы Республики Башкортостан.