Все новости
Образование
24 Января 2023, 15:00

Школе села Верхотор - 135 лет!

История образовательного учреждения идёт с 1887 года, согласно сведениям, опубликованным Гульназ Мичуриной в книге «Верхотор начинался с завода». Первое время это была трёхлетняя церковноприходская школа.

Школе села Верхотор - 135 лет!
Школе села Верхотор - 135 лет!

Также в селе действовала земская четырёхлетняя школа для мальчиков. В 1903 году в Верхоторе появилась женская церковно-приходская школа с трёхлетним обучением. В учреждении преподавали словесность, естествознание, географию, русский язык, математику, физику, основы черчения, педагогику, анатомию, Священную историю, Закон Божий, пение и музыку.

ДЛИННАЯ И БОГАТАЯ ИСТОРИЯ

В год революции создаётся единая трудовая школа с разделением на две ступени: первая для детей от 8 до 13 лет, вторая — с 13 до 17. Школы в Верхоторе стали учреждениями первой ступени, в них ввели совместное обучение мальчиков и девочек. В 1919 году за парты сели ученики в возрасте от 8 до 50 лет, так как одной из главных задач советской власти была ликвидация неграмотности. В 1925-м создаются массовые школы. Первым директором Верхоторской массовой школы стал Алексей Фёдорович Соболев. Благодаря усилиям властей уровень посещения занятий среди детей достиг 99,3%. Школа была центром культурно-воспитательной работы. В 1932 году она реорганизуется в школу крестьянской молодёжи, а 1937-м, в связи с введением обязательного семилетнего образования, её преобразуют в неполную семилетку. Директором назначают Евгения Ивановича Головина. В годы Великой Отечественной войны были организованы дополнительные занятия по военному делу, строевая подготовка. Не хватало письменных принадлежностей – дети писали на старых газетах, между строчек. Холод и голод стали постоянными спутниками ребятишек. Несмотря на трудности, в СССР вводятся обязательное обучение с семилетнего возраста, пятибалльная оценка знаний, экзамены на аттестат зрелости, награждение золотыми и серебряными медалями. В победном 1945 году директором школы была утверждена Нина Николаевна Петрова, завучем — Елизавета
Степановна Попкова.

Через восемь лет школа реорганизуется в среднюю, затем, спустя ещё шесть лет — в восьмилетнюю. Правда, в 1965 году она вновь становится семилетней,
поскольку количество учеников непрерывно растёт. В 1969 году в ней учится свыше 500 детей, даже вводится продлёнка. Активизируется работа пионерских и комсомольских организаций. В 70-х годах количество ребят возрастает до 700, при школе открывается интернат для детей из Ромадановки, Тохтаров, Кузнецовска. В 1971 году начинается строительство здания новой школы, спустя год она уже открывает двери для своих учеников. Это здание функционирует и сегодня. В те годы школьники трудились в колхозе, участвуя в соцсоревнованиях, их жизнь была неотделима от крестьянской. Ребята помогали взрослым на полях, сажали овощи на пришкольном участке. В 1975 году школу возглавил Иван Тимофеевич Мичурин, его супруга Нина Григорьевна преподавала физику и математику. Каждый из них отдал школе более 30 лет. В 90-е годы начались проблемы в материально-техническом плане. Развал СССР негативно сказался на положении дел. В связи с исчезновением колхозов встал вопрос об обеспечении учреждения средствами, продуктами, организации трудового воспитания школьников. В 1992 году Иван Тимофеевич создаёт при школе подсобное хозяйство для питания детей, а также выполнения практической части программы по биологии и химии. В хозяйстве находились около 20 голов лошадей, администрация Ишимбайского района подарила комбайн и три трактора, на собственные средства приобрели технику, инвентарь. При школе была пасека из 15-20 ульев. Ребята вместе с педагогами выращивали зерновые, овощи на пришкольном участке, площадь которого составляла полгектара. Всего же в аренде у школы находилось 66 гектаров земли, где трудились ученики и учителя. В 2006 году по итогам учебно-производственной деятельности на международном конкурсе им. А. С. Макаренко Верхоторская школа заняла второе место.

ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ – ДИНАСТИИ

Учебное заведение взрастило не одно поколение педагогов. Самые большие – династии Куприяновых-Поповых и Недоспасовых. Их потомки и сейчас трудятся в школах Ишимбая и района. Основательницей династии Куприяновых была Анастасия Алексеевна, выпускница Верхоторской гимназии. В 1916 году она поступила работать учительницей начальных классов, а с 1937 года и до выхода на пенсию трудилась на должности завуча в Верхоторском детском доме. Её дочь Лидия Андреевна прошла аналогичный трудовой путь: сначала работала в школе, затем — в детском доме. Младший сын Евгений Андреевич был учителем музыки и трудового обучения более 20 лет. Его супруга Анна Владимировна 13 лет отдала детскому дому и 27 – школе Верхотора. Их дочь Наталья Евгеньевна Калабугина (Куприянова) – учитель начальных классов в ишимбайской школе № 2. В коллективе работали и две сестры Анны Владимировны — Анастасия Бакулина и Александра Попова. Александра Владимировна посвятила школе 42 года, из них 20 лет — Верхоторской. Анастасия Владимировна, окончив пединститут, вернулась в родное село и на протяжении 39 лет учила детей математике. Её дочь Любовь Николаевна Гусева более 30 лет преподавала русский язык и литературу в нефтяном колледже. Мне посчастливилось учиться у Любови Николаевны в колледже, помнится, что её уроки были наполнены добротой и любовью к своему предмету.

Старшая дочь Анастасии Алексеевны Валентина Андреевна отдала педагогическому труду более 38 лет, большую часть которых она руководила районным методическим объединением учителей начальных классов Ишимбайского района. Её супруг Николай Петрович Попов, вернувшись с фронта, работал учителем начальных классов, преподавал рисование, черчение, физкультуру. Трое их сыновей Владимир, Александр и Валерий получили педагогическое образование, а двое из них — Владимир и Александр на протяжении многих лет работали учителями физкультуры. Александр Николаевич обучал детей ещё и математике. Его супруга Тамара Михайловна преподавала русский язык и литературу, а их дочь Ольга Александровна стала педагогом-логопедом. Сейчас Тамара Михайловна и Александр Николаевич на пенсии, нянчат внуков.

– Мы жили как одна семья. Работали, участвовали в соревнованиях, общественных мероприятиях, было очень интересно. Времена казались добрыми, не заметили, как пролетели годы. Никогда не было желания уехать из Верхотора, здесь всё такое родное, близкое, – говорят Тамара Михайловна и Александр Николаевич.

Основательницей династии Недоспасовых стала Анна Михайловна, учитель церковно-приходской школы. Её дочь Валентина Евгеньевна трудилась в начальной школе более 38 лет. Зять Валентины Евгеньевны Илья Егорович после войны преподавал географию. Став директором Верхоторской школы, он добился строительства нового здания в 70-х годах. Муж Валентины Евгеньевны Александр Николаевич Петров тоже был фронтовиком. После войны работал учителем труда, все знали, что он столяр высокого класса, мастер золотые руки. Его сёстры Нина, Антонина, Мария и Елизавета также выбрали нелёгкий труд педагогов. Младшая дочь Валентины Евгеньевны Лариса Турчина (Петрова) на протяжении 37 лет преподавала юным верхоторцам географию, совмещая учительство с обязанностями библиотекаря. Её супруг Владимир Александрович трудился сначала в колхозе, а с 1996 по 2008 годы — в школе Верхотора.

– Я несколько лет работала в городе, в школе № 6, а затем потянула меня к себе родная земля, вернулась в Верхотор. Здесь до самой пенсии трудилась в школе. Хорошие были времена, мы дружно жили, помогали друг другу. Проводили с детьми всё учебное и внеурочное время, – рассказывает Лариса Александровна. – С теплотой и добром вспоминаю молодость, наш коллектив, руководителей и детей, которым мы дали путёвку в жизнь.

Дочь супругов Турчиных Татьяна Владимировна Ананьева работает в ишимбайской школе № 2 учителем начальных классов. Сноха Валентины Евгеньевны Раиса Гарифовна Петрова (Зубаирова) преподаёт в Уфе, её стаж почти полвека. Внучка Раисы Гарифовны Юлия также стала педагогом – трудится логопедом в Дюртюлях.

Удивительно, сколько талантливых, именитых учителей вышло из Верхоторской школы. Каждый из них имеет не только солидный стаж, но и высокие награды — их труд оценён по достоинству.

КАК ПРИВЛЕЧЬ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Сегодня в здании школы довольно тихо – в ней учатся всего 46 детей. Директор Татьяна Николаевна Попкова сетует на нехватку не только детей, но и кадров. Преподаватель географии Алия Зайнетдинова ушла в декрет, поэтому школе необходима замена. Учителя вынуждены совмещать преподавание совсем не смежных наук. Например, Миннур Ишматова учит сразу нескольким предметам, имея огромный, свыше полувека, стаж.

Всего в школе работают пять педагогов — учитель русского языка Наталья Прокопенко, учитель начальных классов Ольга Прачкина, учитель английского языка Алёна Горина, учитель биологии и башкирского языка Миннур Ишматова, а также Евгений Гвоздецкий, приехавший в село по программе «Земский учитель». Евгений Анатольевич совмещает обязанности педагога по английскому языку, технологии и физической культуре.

– Ничуть не жалею, что сменил комфорт городской жизни на село, – говорит Евгений Гвоздецкий. – Мне здесь нравится. Сельские дети открытые, добрые, с ними легко в общении. Мы и поделки мастерим, и на лыжах ходим, и в соревнованиях участвуем. Уезжать пока не планирую, купил дом недалеко от школы, так что буду работать. 

Директор Татьяна Николаевна трудится здесь 20 лет, преподаёт детям математику и физику. В этом учебном году учреждение стало участником программы «Точка роста», благодаря чему в школу поступили новое цифровое оборудование, мебель, в классах сделали ремонт.

– Конечно, за эти десятилетия многое изменилось, но у нас трудились и трудятся учителя, преданные малой родине, своей профессии. Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Наши дети побеждают в различных конкурсах, олимпиадах. А мы делаем всё, чтобы ребята вышли в большой мир с багажом необходимых знаний, умений и навыков, – резюмирует Татьяна Попкова.

 

Фото Ирины Вахониной и из архива Верхоторской школы.

Школе села Верхотор - 135 лет!
Школе села Верхотор - 135 лет!
Школе села Верхотор - 135 лет!
Автор:Ирина Вахонина
Читайте нас: